А для детей с ОВЗ предусмотрена Федеральные адаптированные образовательные программы (ФАОП) , утверждённые от 24.11.2022 № 1022-ФЗ.
ФАОП — это образовательная программа, адаптированная для обучающихся с ОВЗ. ФАОП должна быть положена в основу разработки АОП (адаптированной образовательной программы) для детей с различными группами нарушения здоровья.
Коррекционно-развивающая АОП составляется для детей:
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с расстройствами аутистического спектра (РАС);
- с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (УО);
- с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Инклюзивное образование является прогрессивным подходом к развитию общества, предусматривающим интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс.
ФАОП направлена на интеграцию такого ребёнка в социум и овладение им культурными средствами общения. Закон об образовании предоставляет родителям право выбора формы образования для своего ребёнка. Если ребёнок посещает образовательную организацию, она обязана создать все условия для сопровождения ребёнка и взаимодействия с семьёй, чтобы помочь родителям успешно обучать и социализировать ребёнка в рамках его нозологии. Это одно из ключевых направлений ФАОП.
Если в образовательную организацию обращается семья с ребёнком с особенностями развития, к работе с семьёй должны быть подключены педагог-дефектолог и воспитатель. Несмотря на недостаток таких специалистов в России на сегодняшний момент, это не является препятствием для введения стандартов образования во всей стране, поскольку стандарты создают условия для появления необходимых специалистов.
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования